главная   о школе   документы   фото   видео   контакты

 

Эссе "Моя педагогическая концепция"

Вы ничему не можете
научить человека.
Вы можете только помочь
ему открыть это в себе.
Г. Галилей

   

      Один из наиболее актуальных на сегодняшний день способов построения новой образовательной парадигмы - компетентностный подход.

      Исследования по сравнительной оценке общеобразовательной подготовки школьников проводят разные международные организации, в России этим занимается Центр оценки качества образования Института общего среднего образования РАО, в документах которого отмечается: "Сравнительные международные исследования позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте по результатам исследований, проводимых на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании".

      С 1991 года Россия несколько раз участвовала в PISA, TIMMS, PIRLS, CIVIC и других исследованиях. За это время всем стало ясно, что наше образование - не лучшее в мире. Не затрагивая полной гаммы исследований, остановимся на результатах, демонстрирующих компетентность в решении проблем.

      Наши невысокие результаты показывают, что выпускники российской школы в большинстве своем не готовы к свободному использованию полученных знаний в повседневной жизни. Почему так получается? Наша традиционная школа дает ученикам солидный багаж, но не учит выходить за пределы стандартных учебных ситуаций. А страны-лидеры практикуют компетентностный подход, при котором результаты образования являются значимыми за пределами системы образования: главное - не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных, в том числе и реальных проблемных ситуациях.

      Я, занимаясь воспитанием и образованием детей, работаю практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, не человеком, дающим готовые истины, а искателем, странником, всегда находящимся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. На практике часто приходится наблюдать, как опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Я хочу быть нужной в 21 веке и не боюсь изменить свою точку зрения даже после 30 лет работы учителем. Учитель 21 века - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для меня являются ведущими. Но я не забываю о существовании и других областей. Мне присуща способность к общению, обмену информацией. В моем представлении, 21 век будет отличаться от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому я должна быть готова к любому общению. Педагог 21 века - грамотный, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через "Интернет".

      Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель 21 века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим. В век автоматизации от человека потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Роль человеческого разума еще более возрастет. В ряде профессий специалист будет оцениваться, прежде всего, по своим интеллектуальным возможностям, таким образом, будет существовать конкуренция не людей, а их интеллектов. Этот процесс начался уже сейчас. Чтобы подготовить такие сильные кадры, педагогу 21 века нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся.

      Учитель 21 века - творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта.

Учитель физики ОУ СОШ
Маракушева Ольга Викторовна

Использованы материалы консультаций по педагогике на сайте www.auditorium.ru


Вернуться назад




©Общеобразовательная школа п. Волжский Утес
446740, Самарская область, Шигонский район, п. Волжский Утес.
Телефоны: 8(846-30)5-12-85, 5-32-85
Факс: 8(846-30)5-12-85
Хостинг от uCoz