главная   информация об учреждении   документы  

Маракушева Ольга Викторовна


Поисково-прикладная технология преподавания физики -
составляющая компетентностно-ориентированного обучения.

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистервег

   

      В последние десятилетия подход к образованию существенно изменился. Его выразил видный американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что не так важна прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее способность самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Ведь именно этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

      В России переход на компетентностно ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" в 2005 г.

      Как воспитать человека новой формации? Этот вопрос стоит и перед сельской школой и перед специализированной гимназией. Особенности сельской школы состоят в том, что в одном классе обучаются учащиеся, в сферу интересов которых не входит изучение физики вне рамок базового уровня, и те, кто намерен продолжить её дальнейшее изучение в ВУЗе.

      Решать эту проблему мне помогает компетентностный подход к преподаванию физики, реализуемый, в частности, использованием технологии поиска и исследования.

      В статье представлены пути совершенствования мною сложившейся за 30 лет работы методической системы обучения физике.

      Я реализую компетентностный подход в преподавании физики, решая следующие основные задачи:

  • Освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода. Выстраивание с учащимися, проявляющими интерес к предмету физика, индивидуальных учебных планов.

  • Дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения. Создание учащимся условий выбора.

  • Разработка и отбор средств, методов, приемов, технологий. Системное применение в образовательном процессе проектных и исследовательских методов.

  • Создание простой и объективной системы мониторинга.

  •       Учебно-исследовательскую работу учащихся я организую по двум направлениям:

    • урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: уроки поисково-прикладного характера, семинары, практические и лабораторные работы исследовательского характера;

    • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научные работы, олимпиады, конференции, творческие и научные объединения.

          Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. В науке главной целью исследования является получение новых знаний. В образовании цель исследовательской деятельности - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно полученных знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

          Экспериментальные исследования преследуют несколько важных целей: глубокое понимание учащимися физических явлений; умение применять научные методы исследования; развитие научного стиля мышления; способность видеть и решать проблемы, планировать и оценивать свою деятельность и ее результаты.

          Собственную деятельность на уроке выстраиваю на основе трёх взаимосвязанных этапов урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.

          Этап целеполагания создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В результате ученики осознанно определяют свою цель. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективным приемом для моих уроков является создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного и фронтального эксперимента, физического парадокса, яркого примера природного феномена.

          Вторым элементом методической структуры урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. Он построен так, что сначала учащимся предлагается выполнить работу полностью самостоятельно, для чего в варианте А даны самые общие рекомендации. Здесь учащимся предлагается самим сформулировать цель, гипотезу, спланировать опыт, подобрать оборудование, собрать установку, провести опыт, проверить гипотезу, сделать вывод. Если данный вариант для учащегося окажется непосильным, ему предлагается перейти к варианту Б, в котором имеются конкретные и подробные рекомендации.

          Последним элементом методической структуры урока является рефлексия. Разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Предлагаю учащимся проводить рефлексию по следующему алгоритму:

    1. Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства.

    2. Соотнеси собственную цель урока с полученным результатом, (проведи самоконтроль).

    3. Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку).

          Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Важно, чтобы на заключительном этапе возникли новые вопросы, дающие толчок к продолжению.

          Сельскому учителю просто необходимо осваивать новые педагогические и информационные технологии. Это веление времени. В моей работе приоритетным является компетентностно ориетированное обучение исследовательского и прикладного характера. Сельская школа из режима борьбы за выживание должна перейти в режим активного обновления.

          Используемая литература

    1. Иванов, Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.

    2. Иванов, Д.И. Как можно оценивать компетентности?/ Д.И. Иванов // Биб-ка ж. "Директор школы".-2007.-№6.-С.80-85.

    3. Окушова, Г.А. Технологическая компетентность современного учителя сельской школы/ Г.А. Окушова //Директор сельской школы.-2007.-№3.-С.19-24.

    4. Скибицкий, Э.Г. Формирование компетентности начинающего исследователя/ Э.Г. Скибицкий, И.Ю. Скибицкая //Инновации в образовании.-2007.-№9.-С.80-90.





    ©Общеобразовательная школа п. Волжский Утес
    446740, Самарская область, Шигонский район, п. Волжский Утес.
    Телефоны: 8(846-30)5-12-85, 5-32-85
    Факс: 8(846-30)5-12-85
    Хостинг от uCoz